Многие формы поведения, в том числе и пищевого, основаны на различных «программах» поведения, которые человеку внушили ещё с детства или уже во взрослом состоянии...
Подробнее рассмотрим все причины в этой статье.
Гребенников Виктор
Практический психолог (г. Алматы), действительный член ПСАГС
Многие формы поведения, в том числе и пищевого, основаны на различных «программах» поведения, которые человеку внушили ещё с детства или уже во взрослом состоянии. Под внушением здесь понимается: встроенная извне установка, программа на что-либо, иррациональная форма преподнесения информации (которая может обходиться без доказательной базы) и др.
Внушить что-либо другому человеку можно несколькими разными способами:
(1) косвенно через мимику или примеры поведения,
(2) напрямую словами,
(3) дигитально – через тексты в различных печатных изданиях;
(4) когда человек сам себе что-то внушает.
Давайте их рассмотрим более подробно:
Первая форма внушений – поведенческая или невербальная. Например, когда люди едят, то они веселятся, разговаривают, устанавливают друг с другом позитивный контакт – тогда у ребёнка складывается бессознательная установка, что еда – это весело и хорошо. И если ему станет грустно или он будет в не ресурсном состоянии, то уже знает, что если поесть – то станет лучше, веселее. Еда «якорится» (через создание условного рефлекса) как форма хорошего настроения. Это пример позитивного отношения к еде.
Но может быть и обратное, когда сформировано негативное отношение к питанию – когда во время еды или праздников постоянно ругаются, выясняют отношения, создают напряжённую обстановку. Тогда еда якорится как форма чего-то плохого. С таким сценарием, как правило, пристрастия к еде не возникает.
При невербальном внушении, опыт, в большинстве случаев, перенимается напрямую через механизмы присоединения и подражания - через работу наших зеркальных нейронов, которые автоматически обучаются конкретным жестам и привычкам.
Основные источники внушений: близкие люди, с кем находятся в близком эмоциональном контакте, с кем постоянно вместе трапезничают. Это чаще родители, члены семьи, но могут быть друзья или коллеги.
Вторая форма внушений – это произнесённые слова, которые создают целые программы, типа: «Доедать нужно до конца!», «Есть нужно со всеми!», «Кушать надо строго по графику!», «Главное, чтобы вы были сыты и одеты!» и др. Эти программы «встраивают» с самого раннего детства, и они становятся основными программами пищевого поведения.
Здесь ещё важную роль может играть интонация, т.е. не только то, что сказали, но и то как это сказали. Многие внушения были выдели эмоционально или интонационно, поэтому они и вошли как установки.
Основные источники внушений: родители, родственники, воспитатели и учителя, супруги. В отдельную группу можно выделить различных лидеров и кумиров, которые своими словами и поведением создают «моду» на что-то, в том числе и на питание.
Третья форма внушений – через напечатанные слова. Некоторая часть населения, которых условно называют дигиталами – являются такими людьми, у которых развито «цифровое сознание», которые в каком-то смысле не доверяют своей чувственности и стараются на всё смотреть со стороны через призму логического аппарата; у них, как правило, хорошо развиты центр письменной речи – поэтому они верят тому, что напечатано или написано, типа это более научно или обосновано.
Основные источники внушений: научные книги, различные авторские методики, популярные модные журналы, раскрученные сайты и т.п.
Четвёртая форма внушений – это самовнушения. Мы их выделяем в отдельную группу, т.к. основная масса внушений происходит извне из конкретных наружных источников. Некоторые специалисты по гипнозу считают, что самовнушение происходит от одной из внутренних ролей, которая представляет собой внутренний контроль и власть, чей образ взят извне, например, мамы или отца. Ребёнок через процесс интериоризации (способ перехода информации во внутренний план) загружает себе эту строгую маму и теперь становится строгим сам для себя. Поэтому, если человек сделал, со своей точки зрения, что-то плохое – он может себя за это наказать, например, начать морить голодом или наоборот, потребляя много пищи - неосознанно делать полным, жирным, уродуя себя, чтобы окружающие люди начали негативно к нему относиться.
Основные источники внушений: внутренний голос, одна из контролирующих частей личности.
Что делать с негативными установками?
Для начала нужно понять, что не все установки плохие, есть и хорошие! Поэтому для начала полезно выявить все внушения, которые у нас имеются, связанные с питанием и формой фигуры. Далее следует отделить позитивные установки от негативных и отдельно поработать с последними. Желательно постараться осознать – в каком возрасте и от кого они нам достались. После этого мы берём и переписываем каждую негативную установку на позитивную. Например, установку «Всё нужно доедать до конца» меняем на: «Я ем столько еды, сколько хочу!» или «Я имею право не доедать пищу до конца и оставлять её на тарелке!», «Я не «санитар» кухни или помойка, поэтому ем столько, сколько нужно моему организму, а не окружающим людям!», или на что-то подобное.
Для того, чтобы удалить старые негативные установки –нужно твёрдым и решительным голосом сказать самому себе: «Я отменяю все негативные установки, сделанные мне другими людьми! Отменяю всё, что мешало мне быть стройным и подтянутым! Я устанавливаю себе новые установки, которые будут поддерживать здоровый образ жизни!»
После отмены старых установок, нужно «загрузить и закрепить» новые позитивные установки методом аффирмаций – позитивным способом перепрограммирования себя в формате самовнушения! Для этого каждый день нужно внушать себе новые установки от 20 до 40 раз – и так 21 день подряд! Тогда новые установки закрепятся и станут главными программами нашей жизни!
24 апреля 2020 г.